Битва титанов. Эль Лисицкий и Илья Кабаков

До 17 ноября в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке продлится выставка “Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы”. Проект инициирован голландским музеем Ван Аббе в Эйндховене и представляет экспозицию работ этих двух художников, привезенных из многих известных музеев мира и частных коллекций. Выставка была уже показана в Ван Аббе в Эйндховене, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а после Москвы отправится в Австрию, в Музей современного искусства в Граце.

Утопия и Реальность, 2013

Утопия и Реальность. Диалог двух русских художников, двух знаковых фигур искусства своего времени, — крупнейшего мастера русского авангарда начала 20 века, утописта Эля Лисицкого и гиганта московского концептуализма Ильи Кабакова, работающего последнее время в соавторстве с супругой Эмилией. 

 

Эль Лисицкий. Автопортрет

Эль Лисицкий. Конструктор (автопортрет). 1924 год. Музей Ван Аббе, Эйндховен

 

Оба художника известны в России, Европе и США, оба выросли в России. Вот только жили в разное время и никогда не пересекались. Идея их объединить принадлежит голландскому музею Ван Аббе в Эйндховене, где хранится самое большое собрание произведений Лисицкого за пределами России. Искусствоведы музея подметили в работах Лисицкого и Кабакова явные противоречия. Их работы как будто спорили друг с другом.

 

Илья Кабаков

Илья Кабаков

 

Один проектировал светлое будущее для потомков, а другой, являясь этим самым  потомком, уже получившуюся действительность диагностировал. Первый верил в построение идеального коммунистического будущего, а второй подобных грез уже лишился. Причем, специально для этой выставки Кабаков ничего не придумывал, работы нашлись в его обширном архиве. На каждую авангардную утопию Лисицкого парирует работа Кабакова. Там, где Лисицкий провозглашает “ Быт будет побежден ” и изображает идеальные квартиры-коммуны с изначально встроенной мебелью, куда жильцы будут въезжать только с одними чемоданами, потому что ничего больше не потребуется, Кабаков выставляет невыносимый быт советских коммуналок с жизнью по расписанию, где оговаривает даже время пользования туалетом. “Быт победил” — отвечает он.

 

Эль Лисицкий. Проект интерьера. 1927

Эль Лисицкий. Проект интерьера. 1927. Государственная Третьяковская Галерея

 

Илья Кабаков. Коммунальная кухня. Часть инсталляции из шести частей. 1991

Илья Кабаков. Коммунальная кухня. Часть инсталляции из шести частей. 1991

 

Илья Кабаков. Картина-стенд

Илья Кабаков.Картина-стенд

 

 

Креслам из фанеры Лисицкого Кабаков отвечает жалкими кухонными шкафчиками, покрытыми сверху цветастыми клеенками и заставленными убогой кухонной утварью.

 

Монтаж кресел, разработанных Эль Лисицким

Монтаж кресел, разработанных Эль Лисицким для международных выставок. 1927 год. Государственная Третьяковская галерея

 

Илья Кабаков. На коммунальной кухне. Часть инсталляции. 1991 год.

Илья Кабаков. На коммунальной кухне. Часть инсталляции. 1991 год. Галерея Риджина, Москва

 

Чистоте форм проунов и горизонтального небоскреба противостоят инсталляции Ильи Кабакова, сделанные из обычного мусора.

 

Эль Лисицкий. Проун.1922-1923

Эль Лисицкий. Проун.1922-1923. Музей Ван Аббе, Эйндховен, Нидерланды.

 

Эль Лисицкий. Горизонтальный небоскрёб

Эль Лисицкий. Горизонтальный небоскрёб у Никитских ворот. Фотомонтаж, 1925

 

Илья и Эмилия Кабаковы. 16 веревок. Инсталляция. 1986.

Илья и Эмилия Кабаковы. 16 веревок. Инсталляция. 1986.

 

Проекту идеального театра — проект утопичной “вертикальной оперы”.

 

Эль Лисицкий. Декорации для спектакля Театра Мейерхольда.1928 год.

Эль Лисицкий. Декорации для спектакля Театра Мейерхольда.1928 год.

 

Илья Кабаков. Модель "Вертикальная опера"

Илья Кабаков. Модель «Вертикальная опера» в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.

 

Макету  “Победы над солнцем” — макет “Дома сна”, адской смеси мавзолея и палаты № 6.

Эль Лисицкий. Победа над солнцем.Плакат. 1913 год

Эль Лисицкий. Победа над солнцем: все то хорошо, что начинается хорошо и не имеет конца. Плакат. 1913 год

 

Эль Лисицкий. Эскиз к опере "Победа над солнцем"

Эль Лисицкий. Эскиз к опере «Победа над солнцем»

 

Илья Кабаков. Дом сна. Эскиз

Илья Кабаков. Дом сна. Эскиз

 

Илья Кабаков. Дом сна. Модель. 2007 год.

Илья Кабаков. Дом сна. Модель. 2007 год.

 

Трибуне Лисицкого для пролетарского лидера Кабаков отвечает проектом “Памятник тирану”, где сошедший с пьедестала усатый вождь пытается кого-нибудь еще поймать.

 

Трибуна лидера

Трибуна лидера

 

Илья Кабаков. Памятник тирану. Модель

Илья Кабаков. Памятник тирану. Модель

 

Илья Кабаков. Памятник тирану. Эскиз. 2005 год.

Илья Кабаков. Памятник тирану. Эскиз. 2005 год.

 

Там, где Лисицкий выступал проектировщиком нового мира, где “будут строить монолитные коммунистические города, где будут жить люди всей планеты” (Прямо родной брат Ле Корбюзье с его Лучезарным городом), Кабаков видел прообразы казармы, вагончики, бытовки и бараки, из которых хотелось бежать куда угодно, любыми способами, хоть в космос при  помощи катапульты. Только бы стать свободным.

 

Илья Кабаков. Туалет. Инсталяция. 1992г.

Илья Кабаков. Туалет. Инсталляция. 1992г.

 

Илья Кабаков. Человек, улетевший в космос из своей квартиры. 1985 год.

Илья Кабаков. Человек, улетевший в космос из своей квартиры. 1985 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж

 

Его ангел пробивает потолок, пробивает инсталляцию с плакатом Лисицкого “Клином красным бей белых” и… падает с высоты вниз, разбиваясь.

 

Эль Лисицкий. Плакат. 1920г.

Эль Лисицкий. Плакат. 1920г.

 

Мультимедиа Арт Музей, 2013

 

Утопия или реальность, 2013

Так рушится и сама утопия.

 

 

 

Эль Лисицкий. Почти все архитектурные проекты Лисицкого остались нереализованными. Построено только одно единственное здание по его проекту — это типография журнала “Огонек” в 1-м Самотечном переулке г. Москвы. Здание сейчас входит в Реестр культурного наследия города.

 

Эль Лисицкий. Типография журнала «Огонёк». 1932 г.

Эль Лисицкий. Типография журнала «Огонёк». 1932 г.

 

Его знаменитые горизонтальные небоскребы так и не выросли на московских улицах. Но великая идея не умерла и со временем похожие здания появились в других городах и странах. Последователи.

 

Г.Чахава, З.Джалагхания. Здание министерства автомобильных дорог Грузии. 1974 г.

Г.Чахава, З.Джалагхания. Здание министерства автомобильных дорог Грузии. 1974 г.

 

Music and Lifestyle Hotel в Берлине

Music and Lifestyle Hotel в Берлине

 

Аппартаменты Parkrand. Амстердам

Аппартаменты Parkrand в Амстердаме

 

И это, конечно же, не все. Есть и другие здания по всему миру. 

Эль Лисицкий некоторое время работал с Казимиром Малевичем, они вместе разрабатывали основы супрематизма.

 

Казимир Малевич, Супрематизм. 1915—1916.


Казимир Малевич, Супрематизм. 1915—1916.

 

Эль Лисицкий.

Эль Лисицкий.

 

 

 

Илья Кабаков. Самый дорогой российский художник. Его картины “Жук” (продана в 2008 году за 5,8 млн.долларов) и  “Номер люкс”(продана в 2006 году за 4,1 млн.долларов) стали самыми дорогими когда-либо проданными произведениями российского искусства. Сам художник, конечно же, живет в Америке.

 

И.Кабаков. Жук. 1982 г.

И.Кабаков. Жук. 1982 г.

 

И.Кабаков. Номер люкс. 1981 г.

И.Кабаков. Номер люкс. 1981 г.

 

И.Кабаков. Зайчики. 1994 г.

И.Кабаков. Зайчики. 1994 г.

 

 

 

 

Фотографии взяты из  интернета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

Чтобы ваше сообщение появилось, пожалуйста докажите, что Вы человек.