АНГКОР
Каждая история когда-нибудь заканчивается. Наше путешествие по Ангкору тоже подходит к концу. Впереди остался последний храм, замыкающий Большой круг, и — до свидания Ангкор. Ночным автобусом мы отправимся дальше — на побережье Сиамского залива, в Сиануквиль. А сейчас —
ПРЕА КАН – ХРАМ СВЯЩЕННОГО МЕЧА
Это еще один храм неутомимого Джаявармана VII. Он находится западнее Ник Пина, на берегу того же барая Джаятатака, на том месте, где в 1191 году произошло крупное победоносное сражение Джаявармана VII с Тямпой. Вступив на трон в смутные времена, когда разбитая и разграбленная тямами страна была на грани гибели, Джаяварман VII поклялся освободить ее от захватчиков и клятву свою выполнил сполна. Он разгромил и полностью подчинил Тямпу, а ее земли включил в свою империю.
Сразу же после битвы, в память об этом событии он возвел Преа Кан. В древние времена это был огромный комплекс, — буддийский монастырь и школа одновременно. По некоторым сведениям, комплекс и окружающий город вмещал до 100 000 человек. Сначала его называли Священным Городом Победы. Позднее стали называть близким по содержанию — Преа Кан, что значит — Священный меч.
Преа Кан стал вторым после Та Прома грандиозным сооружением Джаявармана VII. Первый он посвятил матери, второй – отцу. Он представил своих родителей в образах двух важных божеств: богини мудрости Праджнапарамиты и бога милосердия Локешвары, которые вместе с Буддой составляют великую триаду буддизма. Он завершил эту триаду позднее, когда воздвиг великолепный Байон, посвященный Будде-королю.
Дорога в храм начинается от западного причала Джаятатака. Раньше здесь была пристань, от нее к Ник Пину отправлялись лодки с паломниками. Сейчас нет ни лодок, ни причала, только аллея, ведущая от берега к восточным воротам храма. Такая же аллея, только короче, ведет и к его западным воротам. Так строители обозначили главную ось храма, на севере и юге таких аллей нет.
Аллеи обрамлены симпатичными придорожными столбами, украшенными барельефами с четырех сторон. Внизу – гарудами, а вверху раньше были изображения Будды, помещенные в специальные ниши. Сейчас от Будд ничего не осталось, видны только ниши.
Ближе к храму, аллея переходит в мощенную плитами дорогу по насыпной дамбе через окружающий храм ров с водой. Эта дорога очень похожа на дорогу в Ангкор Том. Такие же большие статуи богов и демонов с огромной нагой в руках.
Такое оформление у кхмеров присуще только королевским городам, наги у них являются символом верховной власти, поэтому предполагается, что Преа Кан и был таким городом до тех пор, пока строился Ангкор Том.
К сожалению, голов у этих статуй совсем не осталось, кому-то они понадобились. А вот размер их ножек весьма впечатляет. Для сравнения, кед – 46 размера.
Дорога с богами и демонами приводит к входным воротам первой ограды храма. По обе стороны от них установлены огромные панно с гарудами.
Они повторяются каждые 50 метров по всей длине стен, а их протяженность — 3000 метров.
Сразу за воротами, в дворике, находится хорошо сохранившееся, очень интересное и характерное для тех времен сооружение. Такие ставились при Джаявармане VII по всей империи, вдоль ее главных дорог. Они размещались на расстоянии 12-15 километров друг от друга и предназначались для отдыха паломников. Называли их “Дом с огнём”. Во многих храмах тоже были такие дома, обычно их размещали севернее восточного входа, как здесь. Все они выравнивались с запада на восток, все имели башни на западных выходах и у каждого окна находились только с южной стороны.
Дальше мощеная дорога через двор храма ведет к воротам второй ограды. Эти ворота считаются самыми большими в Ангкоре, они имеют пять входов, соединенных между собою галереями.
На рухнувших сводах галерей красуется замысловатое произведение природы. Расчищая храм от джунглей, эту живописную парочку с переплетенными корнями не стали убирать, оставив нам на обозрение.
Их корни свисают со сводов и по другую сторону галереи.
Как хобот слона.
С этой стороны стены галерей обильно украшены орнаментом, фигурками деватов и ложными окнами с балясинами.
Они полностью глухие и поэтому образуют закрытый второй дворик храма. Он был плотно заставлен разными строениями, сейчас видна только скученность устоявших стен, колонн и перемычек.
И, конечно же, все они украшены прекрасными барельефами. Хорошо сохранились танцующие апсары, а вот от Будд и здесь ничего не осталось, одни только ниши.
Эти увечья рельефам нанесли после смерти Джаявармана VII, когда решили переделать буддийский храм в индуитский.
Здесь, в дворике, находится еще одно интересное и абсолютно уникальное для Ангкора сооружение, — дом в греко-римском стиле с четырьмя рядами круглых колонн.
С северной и южной сторон видны сохранившиеся мостовые с нага-балюстрадами.
А это что-то без окон и дверей, похожее на склеп.
В самой середине храма, как и везде в Ангкоре, размещено главное святилище. В нем изначально была установлена статуя бога милосердия Локешвары с обличьем отца Джаявармана VII. Сейчас в святилище стоит буддийская ступа.
В этом храме часто встречаются фигурки дваралапов. Эти воины-охранники обрамляют дверные проемы,
а у ворот они дежурят уже на отдельных постаментах. Таких мы еще в Ангкоре не встречали, жаль только, что и у них нет голов.
Как нет голов и у этих богов и демонов, обрамляющих западный выход из храма. Впрочем, в этом храме все статуи без голов. Кто-то здесь “хорошо” поработал, воспользовавшись его отдаленностью.
Западный выход. За этой дорогой пойдет аллея со столбами, она приведет нас к стоянке транспорта, откуда мы отчалим в Сием Рип. И все. Прощай, Ангкор! За два с половиной дня мы не успели все осмотреть, но самое главное мы увидели. Незабываемые, потрясающие впечатления. Огромная территория и в ней каждый храм – шедевр! Просто фантастика. Ничего подобного нигде в мире нет. Это действительно нужно смотреть.
Мы прощаемся и с нашим тукером, он доставит нас в отель, с которого мы, собственно выселились еще утром, перед поездкой в Ангкор, оставив свои вещи на ресепшене. Посмотрите на его добродушную, чистосердечную улыбку. Этот парень так улыбался нам всегда. И не только нам. И не только он. Искренняя, как у ребенка, улыбка – это главная особенность кхмеров, их достояние. Случайно встретившись с кем-нибудь из них взглядом, будь-то старик или ребенок, мужского или женского пола, ты в ответ получаешь эту несравненную и радостную улыбку. Как будто от самого близкого друга.
Мы подъехали к отелю еще засветло и удивленно обнаружили прямо у его стен то, что под впечатлением от Пномпеня тщетно искали два предыдущих вечера и в этом городе. Эту разнообразную кхмерскую уличную еду.
Оказывается, к тому времени, когда мы обычно возвращались в город, она уже заканчивалась, торговля сворачивалась, и искать ее было уже бесполезно.
Местные жители очень быстро все это раскупают.
Они подъезжают сюда на своем транспорте, в основном — мопедах, им накладывают купленную еду в прозрачные пакетики, пакетики завязывают на узелок, оставляя хвостики, и они, держа в руках за эти хвостики не один пакет, разъезжаются по домам, везя с собой уже готовый ужин.
Нам тоже положите в пакетик хрустящие кусочки свинины.
И соленых огурчиков. К ним мы возьмем еще пива. Ох, и вкусно будет!
А теперь в отель за шмотками.
И на ночной автобус «Sleeping bus». Это такой прикольный автобус, оборудованный спящими местами, похожими на двухэтажные нары. Мы его не щелкнули, придется фотку позаимствовать в инете.
Первый этаж нар находится почти у самого пола. Правда, ходят по автобусу босиком, обувь снимается сразу у входа. Нам, к счастью достался второй этаж. Смешной такой лежак, ноги засовываются куда-то в щель.
Как мы тут будем спать, — не знаем. Греет то, что завтра уже будет море! Море! Мы только сейчас понимаем, как мы этого хотим. Пять насыщенных экскурсионных дней в Камбодже, на ногах и под палящим солнцем. Даже в бассейн отеля не было времени погрузиться. Силы иссякли. Хочется стать тюленем, лечь у воды и не шевелиться. И никаких экскурсий! Но, оказалось, мы себя явно недооценивали…