АНГКОР
АНГКОР ТОМ. БАЙОН.
После смерти короля Сурьявармана II для могущественной страны кхмеров — Камбуджанеши настали трудные времена. Череда царствующих безликих и бездарных королей неспособна была управлять великой империей и вела ее к неминуемой гибели. Кто знает, может уже тогда страна и исчезла бы с лица земли, но это случилось позднее. А тогда, через тридцать лет после смерти Сурьявармана II, у кхмеров появился еще один великий король — Джаяварман VII. Он сумел не только восстановить благоденствие страны, но сделать ее еще более могучей. При нем Камбуджанеша достигла наибольших размеров.
В отличие от своего великого и честолюбивого предшественника Сурьявармана II, смолоду узурпировавшего власть, Джаяварман VII, будучи искренне верующим буддистом, долгое время от этой власти всячески уклонялся. И только когда настал критический момент, видя, что страна стоит уже на грани катастрофы, он, находясь почти уже в пятидесятилетнем возрасте, взял, наконец-то, бразды правления в свои руки.
После наведения порядка и восстановления империи Джаяварман VII разварачивает по всей ее территории огромное строительство. Он строит многочисленные дороги с комфортными домами отдыха для путников, сотни больниц с обширным персоналом, сотни храмов. Но культ бога-короля никто не отменял, и Джаяварман VII, как и подобает великому кхмерскому королю, строит свою новую столицу. Он возводит новый шедевр кхмерского зодчества – храм Байон, вокруг которого вырастает новый королевский город Ангкор Том.
Это был самый большой столичный центр Ангкора. Его огромная территория площадью 900 га обнесена восьмиметровой стеной и окружена снаружи рвом. Четверо монументальных ворот в стене выходят на все стороны света. С восточной стороны есть еще и пятые ворота, дорога через которые вела к королевскому дворцу.
К каждым воротам поверх насыпных дамб ведут еще более монументальные мощеные дороги, обрамленные с двух сторон огромными каменными скульптурами 54 духов. Грозными демонами с искаженными гримасами лицами с правой стороны, и улыбающимися добрыми богами — с левой. Они держат длинное тело огромного змея.
Эти каменные скульптуры иллюстрируют буддистский миф о пахтанье Молочного океана. И то, что видно у одних ворот — всего лишь половина сцены, вторая ее часть продолжается у противоположных ворот. Ряд демонов у одних ворот переходят в ряд богов у ворот противоположных. И наоборот, и так у каждой из четырех пар. Они тянут змея-нага, тело которого обвивает главную башню Байона.
Боги и демоны символизируют единство и борьбу противоположностей, а их количество составляет мифическое число элементов вселенной – 108. Самое интересное, что при всей шаблонности поз, лица у всех статуй разные.
Входные ворота в город выглядят как триумфальные арки с четырьмя ликами, глядящими на все четыре стороны. Раньше ворота имели двустворчатые деревянные двери, запирающиеся на засов.
В центре города находится его главное строение – удивительнейший храм Байон.
С первого взгляда он кажется полуразрушенной каменной глыбой с остатками выступающих башен, настолько плотно стоящих друг к другу, что трудно и понять, что это башни.
Но, по мере приближения башни вырисовываются, и взору открывается нечто потрясающее — гигантские каменные лики. Множество ликов! Обращенных на все стороны света, или к тебе? Их завораживающие улыбки и полузакрытые глаза излучают невероятное умиротворение, гармонию и совершенство.
Байон — первый буддийский храм Камбуджанеши, в своем роде экспериментальный проект. Новые формы символики еще только искались, поэтому неоднократно перестраиваясь, он построен все еще, почти, как индуистский храм, — в виде горы Меру, только символом бога-короля в нем выступает уже статуя Будды. Впервые в стране государственной религией становится буддизм.
Храм представляет собой такую же трехуровневую пирамиду, как и Ангкор Ват, только гораздо меньшего размера.
Галереи первого уровня образуют внутренний дворик. В нем размещены галереи второго уровня, так же образующие внутреннее пространство. Это пространство полностью занято круглой площадкой, с которой уже возвышаются башни третьего уровня.
Двенадцать башен третьего уровня окружают центральную башню-алтарь высотой 43 метра. На каждой башне храма вырезано по четыре каменных лика, смотрящих на все стороны света.
Всего в храме пятьдесят четыре башни. А это, около 200 ликов! Их высота от 1,7 метров на низких башнях до 2, 4 метров на центральной. Они выражают вездесущность бога — короля, заполняющую своим покровительством каждый уголок империи. По мнению исследователей, лики имеют портретное сходство с Джаяварманом VII, а каждая из башен храма соответствовала тогда одной из провинций империи.
Так же, как и в Ангкор Вате, почти все камни храма покрыты удивительными барельефами.
Рассматривать их одно удовольствие, но, все-таки, главная особенность храма – это множество удивительнейших каменных ликов, они и сделали Байон настоящей жемчужиной зодчества всех времен и народов, одним из самых необычных архитектурных сооружений мира.
Байон был построен в конце XII — начале XIII веков и стал последним государственным храмом Камбуджанеши.
Этот потрясающий храм был «душой» Ангкор Тома, а его “сердцем” была Королевская площадь. Там пульсировала столичная жизнь, проходили парады и праздники, там, восседая на троне, в окружении своей свиты, король принимал дорогих гостей. Для этого вдоль площади были сооружены величественные трибуны, украшенные необыкновенными барельефами – Террасы слонов. Но об этом уже в другом рассказе.
Отличная познавательная статья, как, впрочем, и все остальные. Словно сам там побывал. Улыбки потрясающие — гораздо симпатичнее, загадочнее, позитивнее джокондовской. Прямо настроение повышается, глядя на эти лица (лицо?)
Ждем продолжения повествования!