АНГКОР
Первое государство кхмеров образовалось в I веке, с его появления началась непростая и интересная история Камбоджи. Периоды полного упадка сменялись периодами процветания и могущества. Вершины своего расцвета кхмерская цивилизация достигла в период великой Ангкорской империи с IX- XIII вв.
Империя в те времена была могущественным государством, занимающим почти весь Индокитайский полуостров, в нее входили Вьетнам, Таиланд, Лаос и часть Бирмы. Называлась она — Камбуджанеша, Ангкорской ее стали называть гораздо позже, после открытия развалин ее огромной столицы – Ангкора.
Мощная империя, постоянно увеличивая свои владения, вела интенсивное строительство городов, дорог и каналов. Это было время настоящего строительного бума. Каждый новый правитель для укрепления своего авторитета и демонстрации могущества воздвигал личный храм и строил для себя новую столицу покруче предыдущей. Часто строительство велось так близко к старому городу, что он становился окраиной новой столицы. Храмы множились, города сливались, столичный город разрастался и вырос в самый крупный город тех времен.
Сохранившаяся только каменная часть Ангкора (деревянная не дожила до наших дней) поражает своими масштабами и грандиозностью — около сотни храмов на огромной территории.
Каждый храм в отдельности — архитектурно-скульптурный шедевр, демонстрирующий былое величие Ангкорской империи и непревзойденное мастерство гениальных кхмерских зодчих и ваятелей.
Наше знакомство с Ангкором начнется с храма — Пном Бакхенг. К нему мы сейчас направляемся в довольно плотной колонне туристов.
Храм Пном Бакхенг находится в самой высокой точке Ангкора, с его верхних ярусов открывается прекрасная панорама окрестностей, особо красивая в часы заката. Толпы туристов спешат туда именно за этим.
Надо сказать, что в те далекие времена храм у кхмеров не был местом для верующих, как у нас. Храм был жилищем бога Шивы, изображенного в виде символа. Согласно индуистской религии, которая была тогда в стране главной, храм олицетворял гору Меру, ось всего мира и строился как храм-гора, в центре которой на самом возвышении устанавливался алтарь с символом бога – лингой. Кхмеры приравнивали своих королей к богу и поэтому храмы у кхмерских индуистов были местом хранения линги бога-короля. Кроме того, храм был главным признаком столицы. Вокруг него обязательно строился город. Если король менял столицу, линга переезжала вместе с ним в новый храм. Когда же король умирал, то его останки хранились в храме, который он построил. Храм становился мавзолеем короля.
Храм Пном Бакхенг – самый древний храм в Ангкоре, собственно с него и началась столица великой империи.
В IX веке образованный и амбициозный король Яшоварман I, унаследовав от отца власть, задумал построить свою столицу и личный величественный храм. В его представлении храм должен находиться в центре города на самом высоком месте, чтобы явно доминировать над остальными постройками. Он не находит такого места в застроенной отцовской столице Харихаралайа (Ролуос) и уходит из родового гнезда на северо-запад. Там он находит прекрасный холм и закладывает на нем храм для хранения своей королевской линги. Вокруг храма вырастает первый королевский город в Ангкоре.
Пном Бакхенг построен как храм-гора, в виде пирамиды с шестью ярусами и основанием. Ученые признали в храме «астрономический календарь в камне». Он плохо сохранился, но основные элементы увидеть можно. На нижних ярусах храма было 108 башен, размещенных так, что одновременно можно было видеть только 33 из них. Тридцать три — это число богов, живущих на горе Меру. Сто восемь башен представляли четыре лунные фазы, каждая из которых по 27 дней. Семь ярусов храма — это семь небес, на которых жили боги, на каждом небе по 12 башен, что соответствует 12-летнему циклу Юпитера.
На верхнем ярусе храма в шахматном порядке стоит еще пять башен, центральная из них представляет ось мира.
У подножья храма скульптура лежащего белого быка Нандина, – ездового животного Шивы.
Бык смотрит в сторону главной башни храма, установленной в самом центре.
В башне стоит алтарь, а в алтаре — божественная линга короля.
Храм сориентирован строго по сторонам света, с четырех сторон расположены входы, главный из них, как и положено, смотрит на восток.
Входы охраняют скульптуры львов. Вокруг храма были еще ограды и рвы, наполненные водой, символизирующие горные цепи и космический океан.
И вот, наконец, мы воочию видим первые знаменитые ангкорские барельефы, так хорошо изученные по фотографиям. В реальности они просто божественны. Глаз не оторвать.
Вечером здесь собираются толпы народа, несмотря на жару, пыльный подъем и толкотню.
Даже костыли не помеха. Посмотрите на этого парнишку. А ведь он забрался по крутым ступенькам на самый верх!
И оно того стоит. С верхнего яруса храма открывается прекрасный вид. Где-то там, за тучей спрятался обещанный живописный санрайз, но солнце сегодня садится без нас. Впечатлений это обстоятельство не убавило.
Возвращаемся уже в сумерках, спускаясь по дороге сквозь завесу пыли. Плотным облаком она висит в воздухе, оседая на нас красным слоем. Здесь красная земля.
На дороге картина та же. Марлевая повязка пришлась бы кстати. А так как ее нет, придется изображать мумию. Благо, до отеля ехать не далеко.
Отель мы забронировали через Booking поближе к центру, чтобы вечером после утомительных марш-бросков не напрягаться в поисках хлеба и зрелищ.
Напротив отеля главная тусовочная улица Сием Рипа — Pub street. Родная сестра паттайской Walking street, только скромнее, «девочек» на улице не видно. Говорят, они и здесь есть, но это не афишируется.
Шум, гам, море разноцветных огней и музыки.
Сплошные рестораны и кафе, забитые народом. В меню каждого заведения непременно значится попсовые блюда кхмерской кухни: лапша, суп Амок или рыбное карри с ананасом.
Или вечерний суп.
Ранее уже говорилось, что суп здесь – главное блюдо. Кхмеры едят супы на завтрак, обед и ужин, но супы разные. Утром — суп с лапшой, в обед – суп с овощами и зеленью, а вечером – настоящий пир: суп, готовящийся прямо на глазах. На стол ставят специальную посудину с горелкой , поддерживающей кипение бульона в ней (что-то похожее на фондюшницу). Остальные ингредиенты супа подают в сыром виде. Их частями макают в кипящий бульон, где они моментально провариваются, и едят. Как в фондю.
Так должно быть. Но наш суп готовили по каким-то другим правилам, нам не ведомым. У него было правильное название и правильная посудина, но не более того. Целых два часа мы сидели в его ожидании, а потом и в полном недоумении — что можно делать с креветками два часа, если они варятся всего три минуты? Мы так и не поняли, искали ли они по всему Сием Рипу закончившиеся вдруг у них креветки, или же искали необходимую посудину, суп в конечном итоге нам подали в посудине без огня и уже со сваренными креветками. Может они искали керосин, и так его и не нашли?
Сегодня пир не удался. В другой раз нам повезет больше.
Пора на боковую. Завтра ранний подъем и грандиозные планы. Наконец-то, завтра мы увидим потрясающий Ангкор Ват и шедевральный Байон, мистический Та Пром и удивительнейшие террасы слонов и прокаженного короля.
Завтра мы встретим солнце у стен Ангкор Вата.
Yenimahalle, Etlik, Sincan gibi merkez dışı bölgelerde bile kaliteli escort profilleri görmek şaşırtıcıydı. Ankara escort ağını iyi kurmuşlar.
Çankaya’da bir süredir aradığım kaliteli ve güvenilir deneyimi nihayet bu sitede buldum. Çankaya escort arayanlara kesinlikle tavsiye ediyorum.
Yenimahalle, Etlik, Sincan gibi merkez dışı bölgelerde bile kaliteli escort profilleri görmek şaşırtıcıydı. Ankara escort ağını iyi kurmuşlar.
Hem fiyat hem hizmet kalitesi açısından Çankaya Escort konusunda açık ara öndeler. İyi ki burayı tercih ettim.
Ankara’da güvenle tercih edilebilecek ender platformlardan biri. Özellikle Çankaya Escort bölümü kusursuz.