АНГКОР
Первое государство кхмеров образовалось в I веке, с его появления началась непростая и интересная история Камбоджи. Периоды полного упадка сменялись периодами процветания и могущества. Вершины своего расцвета кхмерская цивилизация достигла в период великой Ангкорской империи с IX- XIII вв.
Империя в те времена была могущественным государством, занимающим почти весь Индокитайский полуостров, в нее входили Вьетнам, Таиланд, Лаос и часть Бирмы. Называлась она — Камбуджанеша, Ангкорской ее стали называть гораздо позже, после открытия развалин ее огромной столицы – Ангкора.
Мощная империя, постоянно увеличивая свои владения, вела интенсивное строительство городов, дорог и каналов. Это было время настоящего строительного бума. Каждый новый правитель для укрепления своего авторитета и демонстрации могущества воздвигал личный храм и строил для себя новую столицу покруче предыдущей. Часто строительство велось так близко к старому городу, что он становился окраиной новой столицы. Храмы множились, города сливались, столичный город разрастался и вырос в самый крупный город тех времен.
Сохранившаяся только каменная часть Ангкора (деревянная не дожила до наших дней) поражает своими масштабами и грандиозностью — около сотни храмов на огромной территории.
Каждый храм в отдельности — архитектурно-скульптурный шедевр, демонстрирующий былое величие Ангкорской империи и непревзойденное мастерство гениальных кхмерских зодчих и ваятелей.
Наше знакомство с Ангкором начнется с храма — Пном Бакхенг. К нему мы сейчас направляемся в довольно плотной колонне туристов.
Храм Пном Бакхенг находится в самой высокой точке Ангкора, с его верхних ярусов открывается прекрасная панорама окрестностей, особо красивая в часы заката. Толпы туристов спешат туда именно за этим.
Надо сказать, что в те далекие времена храм у кхмеров не был местом для верующих, как у нас. Храм был жилищем бога Шивы, изображенного в виде символа. Согласно индуистской религии, которая была тогда в стране главной, храм олицетворял гору Меру, ось всего мира и строился как храм-гора, в центре которой на самом возвышении устанавливался алтарь с символом бога – лингой. Кхмеры приравнивали своих королей к богу и поэтому храмы у кхмерских индуистов были местом хранения линги бога-короля. Кроме того, храм был главным признаком столицы. Вокруг него обязательно строился город. Если король менял столицу, линга переезжала вместе с ним в новый храм. Когда же король умирал, то его останки хранились в храме, который он построил. Храм становился мавзолеем короля.
Храм Пном Бакхенг – самый древний храм в Ангкоре, собственно с него и началась столица великой империи.
В IX веке образованный и амбициозный король Яшоварман I, унаследовав от отца власть, задумал построить свою столицу и личный величественный храм. В его представлении храм должен находиться в центре города на самом высоком месте, чтобы явно доминировать над остальными постройками. Он не находит такого места в застроенной отцовской столице Харихаралайа (Ролуос) и уходит из родового гнезда на северо-запад. Там он находит прекрасный холм и закладывает на нем храм для хранения своей королевской линги. Вокруг храма вырастает первый королевский город в Ангкоре.
Пном Бакхенг построен как храм-гора, в виде пирамиды с шестью ярусами и основанием. Ученые признали в храме «астрономический календарь в камне». Он плохо сохранился, но основные элементы увидеть можно. На нижних ярусах храма было 108 башен, размещенных так, что одновременно можно было видеть только 33 из них. Тридцать три — это число богов, живущих на горе Меру. Сто восемь башен представляли четыре лунные фазы, каждая из которых по 27 дней. Семь ярусов храма — это семь небес, на которых жили боги, на каждом небе по 12 башен, что соответствует 12-летнему циклу Юпитера.
На верхнем ярусе храма в шахматном порядке стоит еще пять башен, центральная из них представляет ось мира.
У подножья храма скульптура лежащего белого быка Нандина, – ездового животного Шивы.
Бык смотрит в сторону главной башни храма, установленной в самом центре.
В башне стоит алтарь, а в алтаре — божественная линга короля.
Храм сориентирован строго по сторонам света, с четырех сторон расположены входы, главный из них, как и положено, смотрит на восток.
Входы охраняют скульптуры львов. Вокруг храма были еще ограды и рвы, наполненные водой, символизирующие горные цепи и космический океан.
И вот, наконец, мы воочию видим первые знаменитые ангкорские барельефы, так хорошо изученные по фотографиям. В реальности они просто божественны. Глаз не оторвать.
Вечером здесь собираются толпы народа, несмотря на жару, пыльный подъем и толкотню.
Даже костыли не помеха. Посмотрите на этого парнишку. А ведь он забрался по крутым ступенькам на самый верх!
И оно того стоит. С верхнего яруса храма открывается прекрасный вид. Где-то там, за тучей спрятался обещанный живописный санрайз, но солнце сегодня садится без нас. Впечатлений это обстоятельство не убавило.
Возвращаемся уже в сумерках, спускаясь по дороге сквозь завесу пыли. Плотным облаком она висит в воздухе, оседая на нас красным слоем. Здесь красная земля.
На дороге картина та же. Марлевая повязка пришлась бы кстати. А так как ее нет, придется изображать мумию. Благо, до отеля ехать не далеко.
Отель мы забронировали через Booking поближе к центру, чтобы вечером после утомительных марш-бросков не напрягаться в поисках хлеба и зрелищ.
Напротив отеля главная тусовочная улица Сием Рипа — Pub street. Родная сестра паттайской Walking street, только скромнее, «девочек» на улице не видно. Говорят, они и здесь есть, но это не афишируется.
Шум, гам, море разноцветных огней и музыки.
Сплошные рестораны и кафе, забитые народом. В меню каждого заведения непременно значится попсовые блюда кхмерской кухни: лапша, суп Амок или рыбное карри с ананасом.
Или вечерний суп.
Ранее уже говорилось, что суп здесь – главное блюдо. Кхмеры едят супы на завтрак, обед и ужин, но супы разные. Утром — суп с лапшой, в обед – суп с овощами и зеленью, а вечером – настоящий пир: суп, готовящийся прямо на глазах. На стол ставят специальную посудину с горелкой , поддерживающей кипение бульона в ней (что-то похожее на фондюшницу). Остальные ингредиенты супа подают в сыром виде. Их частями макают в кипящий бульон, где они моментально провариваются, и едят. Как в фондю.
Так должно быть. Но наш суп готовили по каким-то другим правилам, нам не ведомым. У него было правильное название и правильная посудина, но не более того. Целых два часа мы сидели в его ожидании, а потом и в полном недоумении — что можно делать с креветками два часа, если они варятся всего три минуты? Мы так и не поняли, искали ли они по всему Сием Рипу закончившиеся вдруг у них креветки, или же искали необходимую посудину, суп в конечном итоге нам подали в посудине без огня и уже со сваренными креветками. Может они искали керосин, и так его и не нашли?
Сегодня пир не удался. В другой раз нам повезет больше.
Пора на боковую. Завтра ранний подъем и грандиозные планы. Наконец-то, завтра мы увидим потрясающий Ангкор Ват и шедевральный Байон, мистический Та Пром и удивительнейшие террасы слонов и прокаженного короля.
Завтра мы встретим солнце у стен Ангкор Вата.