АНГКОР
АНГКОР ВАТ
Ангкор Ват – самый грандиозный и потрясающий своим масштабом и величием храм Ангкора. Настоящее чудо света, шедевр всех времен и народов, вершина кхмерского зодчества.
Это не просто храм, это огромный, самый большой в мире храмовый комплекс. Он опоясан четырехугольным рвом 1300 на 1500 м и занимает площадь около 200 га.
Толпы туристов стремятся попасть к Ангкор Вату до рассвета, чтобы встретить восход солнца у его величественных стен.
В кромешной тьме вереницы тукеров, машин и автобусов свозят их к стенам храма, где они с фотоаппаратами наперевес, еще не вполне проснувшиеся, рассеиваются вдоль стен, занимая удобные для съемки позиции. Ждут.
Светает. Небо постепенно озаряется лучами восходящего солнца, и на его фоне перед глазами восхищенных зрителей постепенно вырисовывается силуэт великолепнейшего и внушительного архитектурного ансамбля Ангкор Вата с устремленными ввысь пятью ажурными башнями. Эти башни являются символом Камбоджи, они изображены на флаге страны.
Вслед за очертаниями храма в расступающейся тьме начинает возникать и главная дорога, ведущая в храм. Эта дорога начинается от западной дамбы. Храм сориентирован главным входом на запад, а не на восток, как обычно принято в индуизме. Такая ориентация необычна для кхмерского зодчества. Известно, что каждый кхмерский король для демонстрации своего могущества строил свой личный храм, в алтаре которого устанавливал свой личный символ бога-короля и храмы, чисто ритуальные, были сориентированы строго на восток. Этот же храм имел особое предназначение, он должен был сталь еще и усыпальницей. Великий король Сурьяварман II строил Ангкор Ват как личный погребальный храм. Поэтому он смотрит на запад.
Ангкор Ват был воздвигнут в XII веке и посвящен богу Вишну. Он построен, как все индуистские храмы, в виде горы Меру – обители богов. Согласно преданиям, огромная гора Меру уходит еще и под землю на глубину равную высоте ее видимой части. Для воссоздания полной идентичности Ангкор Вата с горой Меру гениальные кхмерские архитекторы разместили перед храмом большие пруды, впервые применив принцип зеркального отражения. Отражаясь в воде, храм как будто и в самом деле уходит под землю и зрительно кажется еще более величественным.
Место перед этими живописными прудами с цветущими лилиями — лучшее для фотосъемки рассвета в Ангкор Вате. Желательно приехать сюда пораньше, так как с каждой минутой толпа уплотняется и к воде будет трудно пробиться.
Ангкор Ват сохранился лучше других храмов в Ангкоре. Здесь постоянно обитали монахи, а храм всегда оставался местом паломничества.
Главная дорога, ведущая в храм, поднята над землей и вымощена огромными плитами.
Ее общая протяженность 570м. В те далекие времена золотого века по ней проходили неимоверно роскошные королевские процессии и шествия.
Дороги обрамлены балюстрадами в виде змей-нагов, простирающих свои тела по невысоким балясинам и
поднимающих свои торсы с семиглавыми капюшонами на поворотах и спусках.
Начало дорог охраняют статуи львов. Суровая жизнь потрепала этих служак, они потеряли свои хвосты и головы.
Сам храм представляет собой сложную трехуровневую ступенчатую пирамиду идеальных пропорций, которая стоит на огромной платформе, поднятой над землей. Платформа, как и дорога, окружена по всему периметру такой же балюстрадой в виде змей-нагов.
Два нижних уровня храма вытянуты по оси запад-восток и имеют по периметру внутренние дворики с отдельно стоящими постройками. Последний же и самый высокий уровень – строго квадратный. Это главное святилище — обитель богов.
С каждым уровнем сооружение все выше возносится над землей, башни все круче устремляются ввысь, вызывая ощущение неземной мощи и величия. Все продумано до мелочей. Этакий путь к богам, лестница в небо, при восхождении по которой, с самой первой ступеньки у начала дороги, возникают нарастающие по мере приближения к вершине священное благоговение и трепет.
Все уровни храма опоясаны по всему периметру галереями, перекрытыми мощными сводами из идеально подогнанных каменных блоков. По центру галерей с каждой из четырех сторон размещены входы с башнями над ними, башни стоят и по углам галерей. И так на каждом уровне. Это настоящий водопад башен, увенчанный главной башней-алтарем. Ее высота 65 метров над землей. Почти как у колоколен собора Парижской богоматери.
Общая длина галерей храма составляет почти полтора километра. Свет проникает внутрь помещений сквозь множество окон, прикрытых изящно вырезанными балясинами, по семь на каждое окно. Удивительное дело, эти балясины идеально круглой формы абсолютно идентичные. Как можно было сделать такое количество одинаковых деталей без токарного станка – загадка. А сведений о наличии у древних строителей каких-либо сложных механизмов нет.
Первые два уровня по главному королевскому пути соединяет центральный переход через крестообразную галерею со ступенчатыми стенами и четырьмя внутренними двориками с бассейнами в них. Во времена расцвета империи здесь, вероятно, проводились ритуальные омовения.
На третий уровень храма можно подняться, преодолев одну из многих крутых (под углом 70о) лестниц с узкими ступенями, либо по центральной лестнице королевского пути с углом наклона 50о.
Всего в главное святилище ведет 12 очень крутых лестниц.
Подниматься по таким лестницам просто страшно, спускаться еще страшнее. Как по ним поднимали короля непонятно.
Третий уровень венчает храм. Здесь размещен, узнаваемый по многочисленным изображениям, ансамбль из пяти изящных остроконечных башен с центральной башней-алтарем.
В ней была установлена статуя символа бога-короля в обличии бога Вишну, вишнуитского эквивалента шиваитской линги. После того как храм перешел во владение буддийских монахов, статую Вишну из святилища убрали.
Возможно, это она стоит сейчас в одной из галерей первого уровня храма.
Ангкор Ват впечатляет и просто завораживает обилием великолепных резных украшений. Сказать, что их здесь много – не сказать ничего. Кажется, нет ни одного не тронутого резцом камня. Резьбой, выполненной в разной технике, украшено все: наддверные перемычки, пилястры, колонны, стены… Общая площадь рельефного изображения просто ошеломляет — два квадратных километра!
Главным же рельефом Ангкор Вата стали хранительницы храма — небесные богини апсары. Их здесь около двух тысяч.
Размещённые поодиночке, парами или целыми группами, эти трогательные богини с необычайно изящной фигуркой настолько грациозны и притягательны, что пройти мимо них, не прикоснувшись просто невозможно. Их красивые обнаженные торсы на уровне досягаемости отполированы до блеска множеством прикосновений.
А это уже современные апсары, демонстрирующие традиционные наряды и танцы с изящными жестами на площадках храма.
Стены галерей первого уровня храма сплошь заполнены барельефами протяженностью около 600 м и высотой 2 метра на сюжеты индуистского эпоса и, конечно же, божественного пути короля Сурьявармана II. Это 1200 квадратных метров непрерывной тончайшей резьбы!
В отличие от помещений высших уровней, галереи первого уровня храма были открыты для свободного доступа. Они служили для ритуального обхода храма процессиями верующих и барельефы на стенах должны были наглядно и красноречиво внушать подданным божественную сущность их короля, который после смерти принимал обличье бога Вишну.
Собственно, и весь храм возводился с той же целью. И сейчас, более чем очевидно, что этот болезненно честолюбивый и, вместе с тем, очень талантливый правитель и великий созидатель, король Сурьяварман II добился своего. Он, безусловно, создал вечный памятник своему величию и могуществу, дав возможность и нам спустя тысячу лет восторгаться этим чудом в камне.
Интересная деталь: раскопки колодца, идущего от верхнего уровня к нижнему, показали, что возведение Ангкор Вата шло в обратном направлении. Не снизу вверх, а от вершины к основанию. Сначала насыпался искусственный холм и возводились центральные башни третьего уровня. Затем лишний грунт срывался, а откосы укреплялись каменными блоками, которые волоком поднимали с помощью слонов. Затем строился второй, а потом уже и первый уровень.
Интересно посмотреть на схему центрального части древнего Ангкора. На ней видны главные центры-столицы ее королей с разветвленными дорогами и ирригационными системами. Эти идеальной формы водоемы – бараи дело рук человеческих.
На переднем плане виден Ангкор Ват, а за ним идет еще один столичный центр Ангкор Том. Этот огромный новый центр был застроен еще одним выдающимся королем кхмеров всего за 20 лет. Но это уже другая история.