Зимнее путешествие в Болгарию. Часть 19.
Начало смотри здесь.
История Пловдива удивительна. Город возник в IV веке до.н.э. (только вдумайтесь в эту дату!) как небольшое поселение и со временем стал одним из самых значимых фракийских городов. Он был укреплен крепостной стеной и, представьте себе, развалины этой стены сохранились до наших дней.
В 342 году до н.э. фракийский город захватили римляне под предводительством Филиппа II Македонского, отца Александра Македонского. Город переименовали в его честь в Филиппополь, заново укрепили неприступными стенами, в стенах соорудили надежные охраняемые ворота и вот одни из этих ворот, — Хисар капия, стоят и по сей день. Не единожды разрушенные и вновь восстановленные.
Первых римлян вытеснили из города кельтские племена. Захватив Филлипополь, они разрушили его до основания, но вскоре римские легионы вернули себе город и с I века до н.э. Филиппополь окончательно стал входить в состав Римской империи, став центром процветающей в ту пору провинции Фракия и получив новое название — Тримонтий. Стены снова были восстановлены, а главные ворота в город — Хисар капия помпезно обустроены.
Во времена Римской империи Пловдив (тогда Тримонтий), будучи важным опорным пунктом римлян, достиг расцвета. Город активно застраивался, возводились здания, общественные сооружения, дороги и коммуникации. Об этом говорят многочисленные руины и части грандиозных римских построек, дошедшие до наших дней. Это и огромный стадион на 30000 зрителей, и впечатляющий римский форум, многочисленные римские термы и прекрасный античный амфитеатр.
После распада Римской империи город остался в восточной части империи – Византии, его превратили в византийскую твердыню. Однако твердыня не смогла устоять против натиска болгар и город оказался в составе Первого Болгарского царства. Ему дали имя Пылдин. Столетия Пылдин был то болгарским, то византийским, пока его не захватили и не разрушили турки-османы, переименовавшие город в Филибе.
Во время многовекового турецкого владычества Пловдив, как ни странно, постепенно возродился из пепелищ. В нем зародилась новая жизнь, стали развиваться ремесла и торговля и в XIX веке богатые пловдивские купцы уже разъезжали по всему миру и открывали свои конторы в Стамбуле, Вене и Манчестере.
После освобождения от турецкого господства Пловдив становится важным культурным и экономическим центром и продолжает бурно развиваться. Состоятельные купцы, торговавшие по всему миру, отстраивают себе пышные дома, желая показать всей округе не только свое благосостояние, но и вкус. Они привлекают к строительству талантливых болгарских зодчих, живописцев и мастеров и те приступают к строительству типично пловдивских домов в стиле барокко. Этот период конца XVIII –XIX вв. получил название эпохи болгарского Возрождения, а “Пловдивские дома” в архитектуре впоследствии выделили отдельной строкой.
Большая часть этих домов отлично сохранилась и входит сегодня в архитектурный заповедник «Старинный Пловдив», который представляет собой город в городе, город-музей под открытым небом. По нему мы сейчас и прогуляемся.
Начнем с храма Святой Богородицы. Храм построили на руинах древнего христианского святилища в 1844 году, сразу же после освобождения от турецкого ига. Это был первый храм страны, в котором после многолетнего турецкого владычества службы начали вестись на болгарском языке. До этого молебны разрешалось вести только по-гречески.
За храмом на горе начинаются кварталы древнего города, там же находится и римский амфитеатр. Вот за этими воротами пойдут уже лабиринты узких улочек, вымощенных камнем, и причудливые пловдивские дома с нависающими над дорогой верхними этажами.
Нависающие верхние этажи на изогнутых деревянных консолях и неровные, будто ступеньчатые фундаменты первых этажей – характерная особенность пловдивских домов эпохи Возрождения.
Другая их характерная особенность – симметричность. Посмотрите на этот дом Мавриди (Ламартина). Он является ярким представителем болгарских симметричных домов. Комнаты в доме расположены симметрично по обе стороны большого зала, а зал находится в центре здания. В этом доме в 1833 году останавливался французский поэт-романтик и дипломат Альфонс де Ламартин.
В таком же стиле и дом учителя Петко Славейкова. Он меньше размерами, но зато его первый этаж украшен дополнительными эркерами, которые мы увидим в Пловдиве еще не один раз. Эркеры – еще одна особенность пловдивских домов.
Вид ближе.
К эпохе Возрождения относится и Церковь Святой Недели, виднеющаяся впереди за стенами крепости. Ее построили здесь на месте разрушенной более древней церкви, перенеся при этом старый иконостас в новое здание.
Рядом с церковью колоритный дом. Серо-голубые тона, расписные карнизы и многочисленные арки изящно зарешеченных окон. Украшенные росписью цветные фасады и множество окон – еще один отличительный признак пловдивских домов.
Дальше по улице виднеются желтого цвета пристройки дома купца Недковича.
Сам дом с двориком находятся за стеной, за этой дверью со ступеньками. На улицу выступают только пристройки к стене, так называемые “клукарники”, что переводится, как комнаты для сплетен. В эти комнаты обитатели дома выходили выпить чаю и поболтать с прохожими.
Дом Недковича — еще один классический пример симметричных пловдивских домов. Дом украшен буйной росписью и торжественным входным портиком с колоннами и круглыми арками.
А двор — колодцем из мрамора.
Рядом с домом Недковича, непосредственно у ворот Хисар капия, находится еще один интересный дом старого Пловдива — дом купца Георгиади.
Только один его красный цвет чего стоит! А еще белая роспись, множество окон с резными ставнями из темного дуба и полукруглый эркер в центральной части фасада.
А вот и ворота Хисар капия. Древнейшие из древних. Выложенное булыжниками основание ворот датируется римским периодом — II веком. Арка и стены относятся к средневековью, а дома, выросшие на каменных стенах крепости, — к периоду османского владычества.
Ну, как? Ступим на мощеные булыжниками средневековые улицы?
Старейшая церковь Елены и Константина. Впервые она была построена в IV веке, с тех пор была неоднократно разрушена и восстановлена. Последнее восстановление датируется 1832 годом.
А напротив нее, на противоположной стене вот такая симпатичная башенка. Раньше я назвала бы ее дозорной башней, но теперь уже сомневаюсь. Возможно, это тоже “клукарник”. Или, быть может, башенка царевны Несмеяны, откуда она наблюдала бегающих внизу претендентов в женихи, отчаянно пытавшихся ее рассмешить. Ведь, что ни говори, а башенка эта принадлежала богатейшему купцу Куюмджиоглу, дом и сад которого спрятан за этой стеной. А у него кто знает, быть может, была дочь…
Вот здесь с правой стороны за стеной и находятся прекрасно декорированный зеленый дворик и огромный дом Куюмджинова в четыре этажа.
Вычурный парадный фасад дома с выгнутым фронтоном и волнообразной крышей расписан золотой росписью и украшен колоннами и полукруглым крыльцом. Дом занимает 570 кв. метров, имеет 130 окон! и двенадцать жилых комнат, расположенных вокруг крупных салонов. Каждая из комнат тоже украшена росписью и каждая имеет свой уникальный потолок. Дом за эту роскошь называли в свое время “домом царя”.
Вид на церковь Елены и Константина со двора Куюмджиоглу.
И снова крохотные улочки и интересные дома с балкончиками, карнизами и изогнутыми консолями.
И вывеска под стиль.
Дом Балабанова. Все тот же симметричный тип. Консоли, этажи, бесчисленные окна, резные ставни, орнамент и цветной фасад.
А рядом дом Хиндиляна. Элегантный белый фасад и декор из темного дерева. Строго и почти без излишеств.
А дальше все дороги ведут на холм, к развалинам фракийских стен древнего Пловдива. Туда идет народ посмотреть с высоты на открывающиеся панорамы современного города, на его холмы и, если это вечер, — на потрясающие закаты. Там закончим эту прогулку и мы, оставшись наблюдать за волшебным действом уходящего солнца до полной темноты.
Читайте также другие статьи про Болгарию
I am truly thankful to the owner of this web site who has shared this fantastic piece of writing at at this place.