Королевство кхмеров. Камбоджа. Часть 10. Байон

 

Начало здесь.

 

АНГКОР

 

АНГКОР  ТОМ.  БАЙОН.

 

 

После смерти короля Сурьявармана II для могущественной  страны кхмеров — Камбуджанеши  настали трудные времена. Череда царствующих безликих и бездарных королей неспособна была управлять великой империей и вела ее к неминуемой гибели. Кто знает, может уже тогда страна и исчезла бы с лица земли, но это случилось позднее. А тогда, через тридцать лет после смерти Сурьявармана II, у кхмеров появился еще один великий король — Джаяварман VII. Он сумел не только восстановить благоденствие страны, но сделать ее еще более могучей. При нем Камбуджанеша достигла наибольших размеров.

 

Камбоджа, Ангкор Том, Байон

 

В отличие от своего великого и честолюбивого предшественника Сурьявармана II, смолоду узурпировавшего власть, Джаяварман VII, будучи искренне верующим буддистом, долгое время от этой власти всячески уклонялся. И только когда настал критический момент, видя, что страна стоит уже на грани катастрофы, он, находясь почти уже в пятидесятилетнем возрасте, взял, наконец-то, бразды правления в свои руки.

 

После наведения порядка и восстановления империи Джаяварман VII разварачивает по всей ее территории огромное строительство. Он строит многочисленные дороги с комфортными домами отдыха для путников, сотни больниц с обширным персоналом, сотни  храмов. Но культ бога-короля никто не отменял, и Джаяварман VII, как и подобает великому кхмерскому королю,  строит свою новую столицу. Он возводит новый шедевр кхмерского зодчества – храм Байон, вокруг которого вырастает новый королевский город  Ангкор Том.

 

Камбоджа, Ангкор Том

 

Это был самый большой столичный центр Ангкора. Его огромная территория  площадью 900 га обнесена восьмиметровой стеной и окружена снаружи рвом. Четверо монументальных ворот в стене выходят на все стороны света. С восточной стороны есть еще и пятые ворота, дорога через которые  вела к королевскому дворцу.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

К каждым воротам поверх насыпных дамб ведут еще более монументальные мощеные дороги, обрамленные с двух сторон огромными каменными скульптурами  54 духов. Грозными демонами с искаженными гримасами лицами с правой стороны, и улыбающимися добрыми богами — с левой. Они держат длинное тело огромного змея.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Эти каменные скульптуры иллюстрируют буддистский миф о пахтанье Молочного океана. И то, что видно у одних ворот — всего лишь половина сцены, вторая ее часть продолжается у противоположных ворот. Ряд  демонов у одних ворот переходят в ряд богов у ворот противоположных. И наоборот, и так у каждой из четырех пар. Они тянут змея-нага, тело которого обвивает главную башню Байона.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Боги и демоны символизируют единство и борьбу противоположностей, а их количество  составляет мифическое число элементов вселенной – 108.  Самое интересное, что при всей шаблонности поз, лица у всех статуй разные.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Входные ворота в город выглядят как триумфальные арки с четырьмя ликами, глядящими на все четыре стороны. Раньше ворота имели двустворчатые деревянные двери, запирающиеся на засов.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

В центре города находится его главное строение – удивительнейший храм Байон.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

С первого взгляда он кажется полуразрушенной каменной глыбой с остатками выступающих башен, настолько плотно стоящих друг к другу, что трудно и понять, что это башни.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Но, по мере приближения башни вырисовываются, и взору открывается нечто потрясающее — гигантские каменные лики. Множество ликов! Обращенных на все стороны света, или к тебе? Их завораживающие улыбки и полузакрытые глаза излучают невероятное умиротворение, гармонию и совершенство.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Байон — первый буддийский храм Камбуджанеши, в своем роде экспериментальный проект. Новые формы символики еще только искались, поэтому неоднократно перестраиваясь, он построен все еще, почти, как индуистский храм, — в виде горы  Меру, только символом бога-короля в нем выступает уже статуя Будды. Впервые в стране государственной религией становится буддизм.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Храм представляет собой такую же трехуровневую пирамиду, как и Ангкор Ват, только гораздо меньшего размера.

 

Камбоджа, Байон

 

Галереи первого уровня образуют внутренний дворик. В нем размещены галереи второго уровня, так же образующие внутреннее пространство. Это пространство полностью занято круглой площадкой, с которой уже возвышаются башни третьего уровня.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Двенадцать башен третьего уровня окружают  центральную башню-алтарь высотой 43 метра. На каждой башне храма вырезано по четыре каменных лика, смотрящих на все стороны света.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Всего в храме пятьдесят четыре башни. А это, около 200 ликов!  Их высота от 1,7 метров на низких башнях до 2, 4 метров на центральной. Они выражают вездесущность бога — короля, заполняющую своим покровительством каждый уголок империи. По мнению исследователей, лики имеют портретное сходство с Джаяварманом VII, а каждая из башен храма соответствовала тогда одной из провинций империи.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Так же, как и в Ангкор Вате, почти все камни храма покрыты удивительными барельефами.

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Камбоджа, Ангкор, Байон, 2013

 

Рассматривать их одно удовольствие, но, все-таки, главная особенность храма – это множество удивительнейших каменных ликов, они и сделали Байон настоящей жемчужиной зодчества всех времен и народов, одним из самых необычных архитектурных сооружений мира.

Байон был построен в конце XII — начале XIII веков и стал последним государственным храмом Камбуджанеши.

 

 

Этот потрясающий храм  был «душой» Ангкор Тома, а его “сердцем” была Королевская площадь. Там пульсировала столичная жизнь, проходили парады и праздники, там, восседая на троне, в окружении своей свиты, король принимал дорогих гостей. Для этого вдоль площади были сооружены величественные трибуны, украшенные необыкновенными барельефами – Террасы слонов. Но об этом уже в другом рассказе.

 

Продолжение следует…

 

One thought on “Королевство кхмеров. Камбоджа. Часть 10. Байон

  1. Отличная познавательная статья, как, впрочем, и все остальные. Словно сам там побывал. Улыбки потрясающие — гораздо симпатичнее, загадочнее, позитивнее джокондовской. Прямо настроение повышается, глядя на эти лица (лицо?)
    Ждем продолжения повествования!

Добавить комментарий для Putnik Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website