ПНОМПЕНЬ
Пномпень встречал нас вечерними огнями, теплым и влажным тропическим воздухом и улыбающимся тукером, которого прислал за нами хозяин геста. Об этой услуге мы договорились с ним по e-mail.
Тукер — это водитель тук-тука, трехколесного транспортного средства, использующегося в качестве такси для перевозки людей в странах Юго-Восточной Азии.
Но вот, если в Таиланде тук-туки — это цельные, крытые трехколесные мотоколяски, или четырехколесные автоколяски, то здесь — это отдельный мотоцикл, а к нему прицеп, в виде кареты на двух колесах с мягкими сиденьями, витиеватыми поручнями и крышей. Мотоцикл и прицеп соединяется в единую конструкцию огромным болтом прямо за спиной у тукера.
Здесь хорошо видно устройство тук-тука, и видна еще одна характерная особенность Камбоджи — гамак.
Гамаки здесь встречаются повсюду: рядом с жилыми постройками, в магазинах, на рынках, у храмовых развалин. Даже в грузовиках, едущих по тряским дорогам, можно увидеть болтающийся с кем-то гамак. Такое чувство, что камбоджийцы постоянно носят их с собой, чтобы при удобном случае развернуть для отдыха.
И тукеры не исключение. Когда нет спроса на перевозки, они привязывают свои гамаки к стойкам кареты и преспокойно укладываются на отдых. Обычный европеец приспособился бы на сидениях.
Нашему же тукеру было не до отдыха, у него были клиенты прямо из аэропорта. А это приличный заработок, целых 10$! По сравнению с таксой по городу в 2$ и, при том, что аэропорт в Пномпене расположен почти в городе, на западной его окраине.
Поездка по вечернему Пномпеню на тук-туке — сплошное удовольствие. Теплый ласковый ветерок приятно обдувает твое тело, невообразимые восточные ароматы волнуют воображение. Рядом несутся байки и тук-туки. Все это горит, мигает, гудит, улыбается, а временами и странно двигается, грозя въехать прямо в твою карету.
В Камбодже отсутствуют, понятные нам, правила дорожного движения. Здесь запросто могут ехать по встречке. Только сигналят, предупреждая что едут, и все. Неизвестно, с какой целью нанесены на дорогах сплошные линии, — они с ними не считаются. При круговом движении, когда нужно попасть на ближайшую улицу справа, никто не будет ехать по кругу, так сразу и повернут направо. Перекрестки — это особая песня.
За движением на перекрестках можно наблюдать часами. Для нас это какое-то невероятное скопление транспорта, которое едет безостановочно! во все четыре стороны! Как и в Индии. Сигналят вовсю и едут кому куда вздумается. Светофоры встречаются очень редко, да и не нужны они им. Камбоджийцы легко справляются с перекрестками и без светофоров. Кто первый выехал,тот и едет. В Индии водители хотя бы пальцами показывают друг другу очередность проезда, здесь же и этого не делают. И, самое удивительное, никаких аварий.
Движение на одном из перекрестков Пномпеня
Как бы там ни было, мы доехали до геста, бросили в номере вещи и пошли отдыхать…на улицу. Нет, с номером у нас все было в порядке. Отдыхать мы отправились на набережную, намереваясь по пути поужинать. Почти уже к закрытию попали на ночной рынок, где местные жители трапезничали на циновках, разложенных прямо на площади.
Вокруг площади стояли палатки-лотки со всевозможными яствами. Площадь была почти пуста, многие лотки уже собирали свою утварь. Но, даже оставшиеся поразили нас своим многообразием. Бесконечные ряды кастрюль, наполненных чем-то совершенно неизвестным.
Тут же угли, решетки и сковородки для разогревания и обжаривания. Выбранная пища быстро доводится до готовности прямо на глазах у покупателей, и протягивается им уже вместе с соусом.
Устоять перед соблазном такого колоритного ужина на вечерней площади Пномпеня просто невозможно. И мы подсаживаемся к уже сидящим на циновках кхмерам. А как же, поближе к народу. Правда, попробовать незнакомое на этот раз мы не решились.
Креветки на шпажках, свежие и обжаренные овощи, соус — ужин на двоих за 3$.
После ужина направляемся на набережную Сисоват. Красивая набережная-парк с экзотическими пальмами и зелеными лужайками растянулась вдоль реки Тонлесап прямо в центре города. По другую сторону набережной тянутся симпатичные здания, построенные французами во времена своего протектората. С наступлением сумерек на набережной начинается ночная жизнь Пномпеня, с многочисленными кафешками, гремящей музыкой, танцами и влюбленными парочками.
Пришло время более близкого знакомства с Пномпенем. Немного истории.
Пномпень — столица страны кхмеров, Королевства Камбоджа. Располагается город на реке Тонлесап, в месте ее слияния с Меконгом и Бассаком. В этом месте три большие реки образуют букву «X». Пномпень раньше так и назывался – Кронг Чактомук — «Город на слиянии четырёх рек». Но это лишь сокращенное название, а полное произнести и выговорить подвластно, наверное, только кхмерам, – Кронг Чактомук Монгул Сакал Кампучия Тхипадейя Срейятор Бовор Интхабатх Борейя Ратх Реач Сейма Моха Нокор. Что значит: «Столица четырех рукавов, счастливая госпожа всей Камбоджи, наделенной богатством, благородный город Индрапрастха, граница королевства».
Интерес представляет и река Тонлесап: дважды в год она меняет направление течения и несет свои мутные воды то в Меконг, то в самое большое озеро Индокитая с одноименным названием Тонлесап, расположенное в центральной части Камбоджи.
Пномпень основан в 1372 году. Существует легенда, что город появился благодаря находке вдовы Пень. Она увидела дерево, плывущее в водах реки Тонлесап мимо ее дома. В ветвях дерева что-то блестело. Вытащив дерево на берег, вдова обнаружила четыре бронзовые статуэтки Будды и каменную фигуру Вишну. Статуэтки, возможно, были смыты из храмов во время разлива. Но женщина подумала, что это знак свыше, что боги решили покинуть Ангкор и намерены остановится возле ее дома, чтобы основать новую столицу, где они обретут, наконец, покой. Воодушевленная, она упросила людей насыпать около ее дома холм, на вершине холма установили эти статуэтки. Место стали называть Пном-Дом-Пень, что по-кхмерски значит “Холм вдовы Пень”. Впоследствии на этом месте возник монастырь Ват Пном, рядом с которым постепенно вырос город. Название сократилось, и получился Пномпень.
Впервые столицей город стал в ХV веке, когда кхмерский король Понтхеа-Ят, сдав после изнурительной, семимесячной осады тайцами, столицу в Ангкоре, бежал на юг. Измученный войной и поражениями он остановился в Пномпене, услышав легенду о вдове и посланных свыше знаках, так утешавшую его самолюбие. Потом король все-таки разбил тайцев и изгнал их из Ангкора, но сам туда уже не вернулся.
В ступе на Ват Пноме, виднеющейся вдали, хранятся остатки короля Понтхеа-Ят.
Еще один храм, хранящий память о Понтхеа Ят — Храм Ват Ботум или Храм цветущего лотоса. Был построен королем, вернее, подданными короля, во времена его царствования.
Повторно и окончательно Пномпень стал столицей в 1866 году, когда Камбоджа уже была под протекторатом Франции. Под покровительством французских властей в городе был построен Королевский дворец, а саму деревушку на реке, какой был в те годы Пномпень, французские колониальные власти превратили в красивейший город. К 1920-м годам Пномпень был уже известен как “Азиатская жемчужина”.
В 1953 году королевство избавилось от опеки французов и обрело независимость.
В честь этого события в центре города возвели Монумент Независимости — триумфальную арку с огромным куполом, напоминающим бутон лотоса, украшенным головами мифических существ Нага с веером змеиных голов, символизирующих защиту и покровительство.
Обретенная кхмерами независимость положила начало великим их несчастьям: многолетней войне.
В стране началась гражданская война, затем проблем добавила, начавшаяся война в соседнем Вьетнаме. По территории Камбоджи потянулись партизанские тропы Хо Ши Мина. Зачищая территорию от партизан, американская авиация проводила массированные бомбардировки Камбоджи, что приводило к огромным жертвам среди мирного населения. В довершение всего, в стране произошел военный переворот, ставшим следующим витком гражданской войны.
Сотни беженцев, спасаясь от ужасов этих бесконечных войн хлынули в Пномпень. Город задыхался от такого наплыва, население увеличилось втрое и к 1975 году достигло 3 миллионов. Процветающая страна превратилась в пепелище. Но подлинный ад на Земле ей еще только предстоял.
В 1975 году власть захватили красные кхмеры во главе с Пол Потом. В стране начался грандиозный коммунистический эксперимент. Официально у власти красные кхмеры пробыли недолго — всего до 1979-го, но впечатление о себе оставили глубочайшее.
Был объявлен «нулевой год» новой эры, введена специфическая лексика, отменены стандартные формы вежливости, запрещены любые религии, деньги, иностранные языки и книги. Было запрещено писать и читать. Полностью уничтожены медицина, система образования, банки. По всей стране была создана разветвленная цепь тюрем. Физически устранялись все неугодные, особенно образованные. Ношение очков приравнивалось к образованности и служило поводом для расстрела.
Страна превратилась в концентрационный лагерь. Людей массово выселяли из городов в сельскую местность, в трудовые лагеря, где они в тяжелейших условиях занимались низкоквалифицированным физическим трудом — в основном, высаживанием риса.
На этих кадрах, снятых в те годы, виден опустевший Пномпень, после того, как власти за 72 часа эвакуировали всех жителей. Таким заброшенным он оставался почти четыре года.
Коммунистический эксперимент Пол Пота отбросил страну назад в прошлое. После трех с половиной лет такого правления страна была полностью разорена и превращена в одно из беднейших государств на планете. По разным оценкам было уничтожено до 30% населения страны. От этого кошмара страну избавила армия Вьетнама. В знак благодарности в Пномпене был возведен Монумент Дружбы народов Камбоджи и Вьетнама.
Жизнь вернулась в Пномпень. Численность его населения сейчас — 1,5 миллиона человек.
В основном, это молодежь. Средний возраст камбоджийца — 20 лет. Вечерами это особенно заметно. Молодые люди многочисленными группами собираются в центре города потанцевать. Танцы эти весьма своеобразны и напоминают аэробику. Выглядит это так: с привезенных и, временно установленных, динамиков гремит музыка. Ведущий, то ли диск жокей, то ли тренер, выполняет под музыку разные движения, которые повторяются основной массой танцующих, стоящей за ним. У каждой группы своя музыка и свой тренер, и, порой они располагаются совсем рядом. Можете представить себе, какая при этом стоит какофония на вечерних бульварах Пномпеня!
А это их транспортные средства. Надо сказать, что в Пномпене, как и во всех других городах Камбоджи, вообще нет общественного транспорта. При этом, пешком местные жители не ходят. Они передвигаются, в основном, на мотобайках.
Еще одна форма групповых занятий, чем-то напоминающая предыдущую…
На этом наша вечерняя прогулка по Пномпеню заканчивается, чтобы продолжиться ранним утром следующего дня.
Спасибо за подробный и увлекательный рассказ, прикольные фильмы и фотки. А музыка там звучит вполне западный клубняк «умца-умца».
What a compelling and insightful read! The author did a fantastic job. I’m curious to know how others feel about this topic. Click on my nickname for more engaging discussions.
Personally, I am very impressed with how the writer presents information objectively and without bias, so readers to form our own opinions based on the provided facts.
Ithink this is onne off the molst vital inro
foor me. Annd i amm glad reading yourr article. But should
remark on somme general things, Thee website style iis wonderful, thee
articles is reslly nice : D. Goood job, cheers