АНГКОР
БАНТЕЙ СРЕЙ — РОЗОВЫЙ ХРАМ КАМЕННЫХ КРУЖЕВ
После Пре Рупа нас ожидал длительный переезд в Бантей Срей. Это еще один храм, построенный, как и предыдущий, во времена правления Раджендравармана II. Только строил его не король, а его святой наставник и гуру – брахман королевских кровей Яджнавараха. Храм датируется 967 годом, его название означает » Цитадель женщин» или «Цитадель красоты», но название это уже современное, основанное, видимо, на эстетическом восприятии храма. Изначально храм назывался Трибхуванамахешвара, что означает «Великий Бог Тройного Мира».
Бантей Срей – единственный храм древней империи, построенный не монархом, а его подданным. Возможно, именно это объясняет значительную удаленность храма от бывшей столицы. Он стоит, как отшельник, в живописнейшем месте среди джунглей, в 30 км на северо-восток от Ангкора. Но, несмотря на расстояние, смотреть храм стоит обязательно. Это настоящее чудо!
Из-за своего расположения Бантей Срей был обнаружен французами только в 1914 году. Но прославился на весь мир он практически сразу. Внезапно, в только что найденном храме исчезли четыре ценнейшие резные плиты с апсарами. Вора, конечно, поймали, арестовали, судили, апсар вернули на место, но скандал разгорелся грандиозный. Вором оказался известный французский писатель и культуролог Андрэ Мальро. Не устоял, бедняга.
Интересный факт: позднее, в 1958 году, Андрэ Мальро станет министром культуры Франции.
Этот громкий скандал привлек огромное внимание к храму. Храм решили срочно реставрировать, применив новый метод анастилоза, который до этого дал отличные результаты при восстановлении храма Боробудур на о. Ява. Суть метода заключается в том, что остатки памятника полностью разбираются, камни предварительно нумеруются, а недостающие части изготавливаются. Затем из сохранившихся и вновь изготовленных частей памятник собирается заново. Результат работ в Бантей Срей оказался настолько удачным, что анастилоз стали применять в Ангкоре повсеместно.
Размеры Бантей Срея непривычно маленькие, как по площади, так и по высоте. В сравнении с грандиозными масштабами других сооружений, храм производит впечатление игрушечного домика. Это впечатление дополнительно усиливает и чудный цвет розового песчаника, из которого он построен.
Даже дорога к храму и та розового цвета.
А дверные проемы настолько миниатюрны, что пройти через них человеку среднестатистического роста не наклонившись, просто невозможно.
Отделка первой же встретившейся колонны поражает наповал. И это только начало.
Дальше — больше. По нарастающей. До тех пор, пока удивительная резьба с мельчайшими, мастерски выполненными деталями не захватит все камни храма. Это потрясающе. Кхмерские зодчие, похоже, оторвались здесь на всю катушку.
Какой-то неудержимый порыв. Что их вдохновляло? Какая муза? Или просто розовый песчаник, поддающийся обработке, подобно дереву, позволил им так гениально открыться и проявить себя? Потрясающего уровня ювелирная работа. Мастерство, граничащее с идеалом.
Каждая деталь храма украшена филигранной резьбой, каждый фронтон в мельчайших, безупречно выполненных, деталях рассказывает нам целые истории индийского эпоса. Здесь мы видим Вишну в образе льва Нарасимха, он разрывает на части короля асуров Хираньяхашипу за то, что тот посмел бросить ему вызов.
Строение Бантеай Срея тоже имеет свою особенность. Это уже не храм-гора, это — равнинный храм. Восхождение к святилищу у него носит символический характер, выражающийся в последовательном преодолении концентрических оград. У храма три пояса оград в виде простых каменных стен. В свое время была еще и четвертая стена из деревянного частокола, но от нее, конечно же, уже ничего не осталось.
Каждая ограда с востока на запад прорезана гопурами (входными воротами). Они все разного размера и по-разному оформлены, у каждой гопуры на фронтоне своя история в камне. Гопура в главный дворик монументальнее остальных. У нее три входа и весьма оригинальное навершие, выполненное в стиле деревянного зодчества.
На фронтоне гопуры два слона льют воду на богиню красоты и плодородия Лакшми, жену Вишну.
Внутренний дворик тесно заставлен изумительными кружевными строениями, украшенными многообразным декором и удивительными скульптурами.
По обе стороны гопуры разместились две библиотеки.
А по центру, на общем цоколе, выстроились три главные башни. Центральная из них — главное святилище. Здесь была установлена линга бога Трибхуванамахешвара.
Оказывается, будучи шиваитским храмом, Бантей Срей по осевой линии восток-запад был поделен на две половины, одна из них была посвящена богу Шиве, а другая – Вишну. Эта удивительная терпимость кхмеров к инакомыслящим просто поражает. Ладно здесь, — рядом оказались почти одноверцы (два направления одной веры), но ведь они умудрялись привечать в одном храме людей разных вероисповеданий, ставя молельни для буддистов в индуитских храмах!
Одна из библиотек внутреннего дворика.
На ее фронтоне очередная история индийского эпоса: бог Индра на трехглавом слоне тушит пожар.
На фронтоне западных ворот идет битва за царский престол двух ванаров, Валина и Сугривы.
А на восстановленном фронтоне восточного входа — история похищения демоном Вирадхой Ситы, жены Рамы.
Завораживающие рельефы. Даже при том, что практически все храмы Ангкора славятся потрясающей резьбой, то, что предстает перед взором в Бантей Срей – нечто особенное. Филигранная отделка, изящество и богатство орнамента в совокупности с розовым цветом и небольшими размерами самого храма создают впечатление настоящей сказки. Бродить здесь можно часами, наслаждаясь этим впечатлением. Исключительно привлекательный храм. Настоящее сокровище кхмерского искусства и, безусловно, еще один его гениальный шедевр.
A very well-written article! It provided a lot of valuable information. What are your thoughts? Feel free to check out my profile for more!
İlk defa bir escort sitesinde bu kadar detaylı ve kullanıcı dostu filtreleme gördüm. Ankara escort kategorisindeki çeşitlilik çok etkileyici.