АНГКОР
БАНТЕЙ СРЕЙ — РОЗОВЫЙ ХРАМ КАМЕННЫХ КРУЖЕВ
После Пре Рупа нас ожидал длительный переезд в Бантей Срей. Это еще один храм, построенный, как и предыдущий, во времена правления Раджендравармана II. Только строил его не король, а его святой наставник и гуру – брахман королевских кровей Яджнавараха. Храм датируется 967 годом, его название означает » Цитадель женщин» или «Цитадель красоты», но название это уже современное, основанное, видимо, на эстетическом восприятии храма. Изначально храм назывался Трибхуванамахешвара, что означает «Великий Бог Тройного Мира».
Бантей Срей – единственный храм древней империи, построенный не монархом, а его подданным. Возможно, именно это объясняет значительную удаленность храма от бывшей столицы. Он стоит, как отшельник, в живописнейшем месте среди джунглей, в 30 км на северо-восток от Ангкора. Но, несмотря на расстояние, смотреть храм стоит обязательно. Это настоящее чудо!
Из-за своего расположения Бантей Срей был обнаружен французами только в 1914 году. Но прославился на весь мир он практически сразу. Внезапно, в только что найденном храме исчезли четыре ценнейшие резные плиты с апсарами. Вора, конечно, поймали, арестовали, судили, апсар вернули на место, но скандал разгорелся грандиозный. Вором оказался известный французский писатель и культуролог Андрэ Мальро. Не устоял, бедняга.
Интересный факт: позднее, в 1958 году, Андрэ Мальро станет министром культуры Франции.
Этот громкий скандал привлек огромное внимание к храму. Храм решили срочно реставрировать, применив новый метод анастилоза, который до этого дал отличные результаты при восстановлении храма Боробудур на о. Ява. Суть метода заключается в том, что остатки памятника полностью разбираются, камни предварительно нумеруются, а недостающие части изготавливаются. Затем из сохранившихся и вновь изготовленных частей памятник собирается заново. Результат работ в Бантей Срей оказался настолько удачным, что анастилоз стали применять в Ангкоре повсеместно.
Размеры Бантей Срея непривычно маленькие, как по площади, так и по высоте. В сравнении с грандиозными масштабами других сооружений, храм производит впечатление игрушечного домика. Это впечатление дополнительно усиливает и чудный цвет розового песчаника, из которого он построен.
Даже дорога к храму и та розового цвета.
А дверные проемы настолько миниатюрны, что пройти через них человеку среднестатистического роста не наклонившись, просто невозможно.
Отделка первой же встретившейся колонны поражает наповал. И это только начало.
Дальше — больше. По нарастающей. До тех пор, пока удивительная резьба с мельчайшими, мастерски выполненными деталями не захватит все камни храма. Это потрясающе. Кхмерские зодчие, похоже, оторвались здесь на всю катушку.
Какой-то неудержимый порыв. Что их вдохновляло? Какая муза? Или просто розовый песчаник, поддающийся обработке, подобно дереву, позволил им так гениально открыться и проявить себя? Потрясающего уровня ювелирная работа. Мастерство, граничащее с идеалом.
Каждая деталь храма украшена филигранной резьбой, каждый фронтон в мельчайших, безупречно выполненных, деталях рассказывает нам целые истории индийского эпоса. Здесь мы видим Вишну в образе льва Нарасимха, он разрывает на части короля асуров Хираньяхашипу за то, что тот посмел бросить ему вызов.
Строение Бантеай Срея тоже имеет свою особенность. Это уже не храм-гора, это — равнинный храм. Восхождение к святилищу у него носит символический характер, выражающийся в последовательном преодолении концентрических оград. У храма три пояса оград в виде простых каменных стен. В свое время была еще и четвертая стена из деревянного частокола, но от нее, конечно же, уже ничего не осталось.
Каждая ограда с востока на запад прорезана гопурами (входными воротами). Они все разного размера и по-разному оформлены, у каждой гопуры на фронтоне своя история в камне. Гопура в главный дворик монументальнее остальных. У нее три входа и весьма оригинальное навершие, выполненное в стиле деревянного зодчества.
На фронтоне гопуры два слона льют воду на богиню красоты и плодородия Лакшми, жену Вишну.
Внутренний дворик тесно заставлен изумительными кружевными строениями, украшенными многообразным декором и удивительными скульптурами.
По обе стороны гопуры разместились две библиотеки.
А по центру, на общем цоколе, выстроились три главные башни. Центральная из них — главное святилище. Здесь была установлена линга бога Трибхуванамахешвара.
Оказывается, будучи шиваитским храмом, Бантей Срей по осевой линии восток-запад был поделен на две половины, одна из них была посвящена богу Шиве, а другая – Вишну. Эта удивительная терпимость кхмеров к инакомыслящим просто поражает. Ладно здесь, — рядом оказались почти одноверцы (два направления одной веры), но ведь они умудрялись привечать в одном храме людей разных вероисповеданий, ставя молельни для буддистов в индуитских храмах!
Одна из библиотек внутреннего дворика.
На ее фронтоне очередная история индийского эпоса: бог Индра на трехглавом слоне тушит пожар.
На фронтоне западных ворот идет битва за царский престол двух ванаров, Валина и Сугривы.
А на восстановленном фронтоне восточного входа — история похищения демоном Вирадхой Ситы, жены Рамы.
Завораживающие рельефы. Даже при том, что практически все храмы Ангкора славятся потрясающей резьбой, то, что предстает перед взором в Бантей Срей – нечто особенное. Филигранная отделка, изящество и богатство орнамента в совокупности с розовым цветом и небольшими размерами самого храма создают впечатление настоящей сказки. Бродить здесь можно часами, наслаждаясь этим впечатлением. Исключительно привлекательный храм. Настоящее сокровище кхмерского искусства и, безусловно, еще один его гениальный шедевр.
A very well-written article! It provided a lot of valuable information. What are your thoughts? Feel free to check out my profile for more!